Главная » 2010 » Март » 6 » История Донецкой железной дороги

12:21

История Донецкой железной дороги

 

ЖД Вокзал, Донецк

Телефоны: - справка 0-05
городской 319-000-5
заказ билетов 0-55
групповой заказ (0622) 51-28-77
предварительные кассы (062) 305-40-59
(0622) 91-52-57
сервис-центр (0622) 99-34-61
диспетчерская пригородной автостанции (062) 312-32-38

 


  Многолетняя история Донецкой железной дороги - часть истории Донецкого края. Славу региона-труженика Донбасс заслужил и благодаря работе сплоченного коллектива Донецкой железной дороги.

  5 января 2010 года исполняется 140 лет Донецкой железной дороге, одной из самых разветвленных магистралей Украины, обслуживающей Донбасский промышленный узел. Почти 50 лет ушло на строительство и ввод в эксплуатацию всей сети ее рельсового пути.

  Донецкая магистраль - одно из старейших предприятий востока Украины. Она была основана 23 декабря 1869 года (по старому стилю). Именно в этот день была введена в эксплуатацию Курско-Харьковско-Азовская магистраль общей протяженностью 332 версты. Она сыграла важную роль в развитии экономики Донбасса - началось строительство доменных и сталеплавильных печей, заводов. Новая дорога давала также выход к Азовскому морю.

  Магистраль продолжала развиваться, строились новые участки. Так уже в конце 1878 г. протяженность каменноугольной достигла 479 верст. На дороге имелось 15 паровозных депо, из них крупные в Дебальцево, Ровеньках, Попасной, Крамоторской, Никитовке. Чтобы представить, например, депо первого класса Дебальцево представляло два сарая со стойлами на 32 паровоза, в Ровеньках, Попасной - по одному сараю на 12 паровозов. В 1878 г. на Донецкой работало 92 паровоза, изготовленных в основном в Германии. Ремонтировался подвижной состав в четырех мастерских - Луганский завод, на станциях Дебальцево, Ровеньки, Попасная. Управлений находилось в Луганске. За первые пять лет перевозки на дороге возросли в пять раз. Но дорога работала убыточно. Очень неэффективна была передача с одной дороги на другую.

  В 1900 г. стало уже 712 паровозов, вагонный парк увеличился в 10 раз. К концу 1928 г. протяженность железной дороги составила 2545 км. В 1934 г. Управление дороги перенесено в г.Артемовск.

  1935 г. стал переломным на железнодорожном транспорте. Впервые после ряда лет железная дорога перевыполнила задание по погрузке и намного увеличила выгрузку. По размерам погрузки дорога занимала первое место в стране. Здесь осуществлялось 42% общей погрузки угля и 15% черных металлов. Впервые в 1936 г. начали оформление билетов транзитным пассажирам.

  В мае 1937 г. была выделена из Донецкой и Приднепровской дорог новая Южно-Донецкая дорога. Управление размещалось в Ясиноватой.

  В годы Великой Отечественной войны все железные дороги были переведены на военное положение. За годы войны было разрушено 8 тыс.км. путей, 1500 мостов, 27 локомотивных депо, 8 вагонных депо, 400 вокзалов и станционных зданий.

  После окончания Великой Отечественной войны по особому распоряжению министра Путей сообщения архитектором Воронцовым И.И., главным конструктором Полторак П.Г. был разработан проект нового здания вокзала станции Сталино. Строился вокзал в 1946-1949 годах и стал важным градостроительным объектом. В 1961 году город Сталино был переименован в город Донецк. В 2009 году вокзалу исполняется 60 лет.

  Донецкая железная дорога, как единая дорога, обслуживающая Донецкий бассейн, была создана по решению Совета Министров СССР в мае 1953г. Сегодня Донецкая железная дорога представляет мощный транспортный комплекс, обслуживающий крупнейший промышленный район Украины - Донбасс. В основном Донецкая магистраль пролегает по территории Донецкой, Луганской, частично Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областей Украины. Железнодорожными линиями магистраль связывает в единый транспортный конвейер Донбасс с Приднепровьем, центральные районы России и Украину - с Кавказом и Поволжьем. На юге дорога имеет выход к Азовскому морю через Мариупольский морской торговый порт.

  Донецкая магистраль самая крупная в Украине по размерам грузовой работы. На дороге проводится систематическая работа по совершенствованию форм и структур управления производственно-финансовой деятельностью, обновлению производственных мощностей, качественному улучшению обслуживания клиентов и пассажиров. Произведенная реконструкция станции Мариуполь-Порт позволила в 2,5 раза увеличить объемы переработки вагонов в Мариупольском порту. Осуществлена программа работ по обновлению пути, железнодорожных обустройств с повышением скоростей движения поездов до 120 км в час на участке Донецк - Чаплино, входящего в состав грузонапряженных направлений. Это позволило значительно сократить время хода поездов, повысить безопасность движения.

  Реконструированы вокзалы станций Донецк, Мариуполь, Коммунарск, Харцызск, Луганск и другие. После реконструкции вокзал в Донецке стал одним из лучших в Украине. Здесь к услугам пассажиров есть "Центр-сервис", осуществляющий не только продажу билетов в прямом сообщении и на обратный выезд, но и другие услуги. Каждый желающий сможет заказать здесь билет на самолет или на поезд от любой станции Украины. Аналогичный сервисный центр работает в вокзале Луганска.

  Обновляется парк пассажирских вагонов. Тысячи пассажиров уже совершили поездки на экспрессах, курсирующих из Донецка в Киев и по маршруту Луганск - Киев. Эти поезда после капитального ремонта предприятием ОАО "Днепрвагонремстрой" не просто преобразились, а гарантируют -комфорт и безопасность. Капитальный ремонт подвижного состава производится как на специализированных ремонтных заводах, так и в локомотивных, вагонных депо дороги.

       Дорога имеет развитую социальную сферу. О здоровье работников магистрали заботятся 17 лечебно-профилактических учереждений: 12 больниц и 5 линейных поликлиник. На балансе дороги имеются: 3 Дорожных технических школы; детская железная дорога. Для проведения культурных, спортивно-массовых мероприятий задействованы 5 домов науки и техники и 1 детский дом культуры, 9 спортивных сооружений. Оздоровительный комплекс дороги включает в себя 5 детских здравниц, 1 пансионат, 2 санатория-профилактория.

  История Донецкой железной дороги представлена экспонатами музея Донецкой железной дороги. Они документально иллюстрируют 130-летнюю историю развития магистрали Донбасса. В музее представлены образцы старинных фотографий и документов, знаков различия железнодорожников и наградных значков, железнодорожной форменной одежды, инструмента, оборудования и приборов, применяемых на железных дорогах.

  Работниками музея ведётся работа по сбору и реставрации старой железнодорожной техники. Уже найдены и реставрируются образцы паровозов серий ФД, Л, Ов, Эр, Эм, Эу, представлены образцы тепловозов и электровоза, вагонный подвижной состав.
  Администрация дороги для размещения экспозиции растущего музея выделила помещение бывшего вагонного депо Донецк, проект реконструкции которого в настоящее время выполняет институт Донжелдорпроект.
  Экспозиция музея расположена в двух реставрированных вагонах, хорошо видных с перрона вокзала станции Донецк. Здесь же находится и паровоз серии ФД 20 №1393, который долгое время водил знаменитый машинист из Дебальцево, трижды Почётный железнодорожник, Герой Социалистического труда Дубина Василий Яковлевич.

жалюзи на окна

Категория: Из истории железных дорог | Просмотров: 16947 | Добавил: belkin | Теги: железнодорожник, вокзал, Донецкая магистраль, вагон | Рейтинг: 5.0/19

Похожие железнодорожные новости
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Железнодорожные новости

Железнодорожные происшествия

Железнодорожные инструкции