Главная » 2014 » Январь » 28 » Вторая жизнь узкоколейки

16:07

Вторая жизнь узкоколейки

    Местонахождение узкоколейной железной дороги Выгодского лесокомбината — Ивано-Франковская область, Долинский район. Начальным пунктом является посёлок Выгода, расположенный вблизи одноимённой станции....Узкая железнодорожная колея перебегает каменным мостом через горную реку Свечу и исчезает за излучиной под горой.

     Когда-то, в начале ХХ века, по этой дороге из поселка Выгоды понедельникам отправлялись на промысел в горы местные лесорубы. Целую неделю они работали и только в пятницу вечером возвращались с лесозаготовок домой.

    Но между этими двумя рейсами был еще один: посреди недели женщины не выдерживали длительной разлуки с мужчинами, поэтому каждую среду узкая колея доставляла женщин в объятия своих любимых «половинок». По крайней мере такую сентиментальную историю теперь рассказывают туристам гиды экскурсионного поезда «Карпатский трамвай», который устраивает путешествие из Выгоды в урочище «Дубовый кут», а летней поры - до лесопункта Мельдунок (когда лесорубы здесь «мельдувалися», то есть регистрировались - отсюда и такое название).


    Нынешний маршрут туристического поезда значительно короче, поездка длится всего четыре часа. Но этого времени вполне достаточно, чтобы осмотреть местные пейзажи, ознакомиться с местными достопримечательностями и вернуться в санатории Моршина или Трускавца, откуда в основном прибывают к Выгоде большие экскурсионные группы. Для нужд туристов - три вагончика с различными типами удобства (хотя стоимость поездки везде одинаковая - 50 гривен). Можно путешествовать в VIP-вагончике рядом с кабиной машиниста, в обычном пассажирском вагоне или в вагоне-кабриолете без стекол в окнах (такой летний вариант путешествия используют время и зимой, если позволяют погодные условия, небольшая скорость движения поезда - 10-20 км/ч. не создает больших неудобств для пассажиров).


    Первая странность - руины административного здания австрийского лесопилки на берегу реки Мизуньки, несмотря которую и проложена узкоколейная железная дорога, которая ведет в горы. Экскурсовод рассказывает, что 100 лет назад это был «офис» здешнего лесопромышленника барона Леопольда фон Поппера Подгари, который еще в 1873 году перебрался из родного Венгрии в Галичину. Бизнес у барона в карпатских лесах пошел хорошо, уже в конце XIX века попперовская лесопилка «Эвелина» была крупнейшей на Галичине.

    Сначала сырье на лесопильный завод в Выгоде и на лесопилку в Старом Мизуне доставляли древним способом - плотогоны сплавляли бревна по реке. Чтобы наладить сплав леса, барон Поппер распорядился взорвать шестиметровый водопад в урочище «Дубовый кут», от которого теперь остались пороги - «плиты», на которых летом отдыхающие любят загорать. Теак Мизунька в этом месте и в дальнейшем осталась труднопроходимой даже для ловких сплавщиков (так называли плотогонов-руководителей на Бойкивщине.). Поэтому река часто была загромождена древесиной, а это провоцировало разрушительные наводнения, на которые жаловались местные крестьяне. Чтобы не платить каждый раз большие суммы для возмещения убытков, барон Поппер решил построить железную дорогу для перевозки заготовленного в горах леса. Сначала это были небольшие участки пути, которыми ездили «конки» - платформы с лесом тянули запряженные вместо паровоза лошади. А уже в 1913-1914 годах началось строительство настоящей узкоколейной железной дороги немецкой компанией «Orenstein&Koppel». Когда началась Первая мировая война, было частично проложены 21 км пути из Выгоды к Людвиківки.


    После начала Первой мировой войны барон Поппер вернулся на родину, а вся его лесоперерабатывающая империя перешла к акционерного общества «Сільвінія» (Великобритания). В межвоенный период сеть узкоколеек значительно разрослась, появились новые ветви, отдельный путь был проложен вдоль реки Свечи, Выгода превращалась в крупный железнодорожный узел. Кстати, фирма «Сільвінія» еще в 30-х годах попыталась реализовать туристический потенциал горной узкоколейки: 1939-го Выгодская ветвь протянулась на 65 км и обросла туристической инфраструктурой.

    В советское время Выгодскую железную дорогу интенсивно использовали для вывоза карпатского леса, который вырубали в невероятных объемах - нуждалось восстановление послевоенного Донбасса. Наибольшей длины узкоколейка достигла в 60-х годах - 180 км.

    Но со временем отлаженная система дала сбой. Древесину в прежних объемах по железной дороге уже не вывозили: сеть автодорог росла с каждым днем. Участок за участком узкоколейка начала уменьшаться, ее техническое состояние ухудшалось, поэтому руководство Выгодского лесокомбината решило прекратить ее функционирования. Теперь о давние времена больших железнодорожных перевозок в Выгоде напоминает лишь памятник паровозу, установленный в центре поселка, от которого собственно и начинаются экскурсионные поездки «Карпатского трамвая».


    По дороге к «Дубового угла» можно осмотреть еще один большой объект, который не пережил постсоветского периода и теперь разрушается без опеки. Бывший санаторий «Джерело Прикарпатья» в селе Новом Мизуне, построенный в 1985 году, еще до недавнего времени был знаменитым далеко за пределами области благодаря лечебной минеральной воде и целебному горному воздуху. Сюда для реабилитации приезжали даже советские космонавты, которые возвращались из путешествия на околоземную орбиту. Теперь это запустение и разруха. Корпуса санатория грустно смотрят на туристов-путешественников пустыми дырами окон. Возле центрального входа разложили свой товар торговцы сувенирами в специально оборудованных палатках, ожидая прибытия «Карпатский трамвай», который делает здесь остановку. Останавливается поезд и у здешнего источника «Дзюркач», чтобы путешественники могли и напиться и умыться омолаживающей, как утверждают экскурсоводы, водой.

    Из окон «Карпатского трамвая» можно разглядеть гору Церковище, на которой, по древним преданиям, некогда стоял оборонный монастырь, за стенами которого скрывались от нападения татар жители близлежащих сел. Говорят, как-то татарское войско выявило благородство, позволив женщинам, которые укрылись за стенами монастыря, беспрепятственно уйти и забрать с собой все самое ценное, что у них было. На удивление кочевников, горянки вышли из-за монастырских стен, неся на рукахѕ своих мужчин. Теперь на месте древнего монастыря стоит несколькометровый крест.


    Также поезд проезжает (правда, без остановки) несмотря на гидрологический памятник национального значения - торфяное болото Ширковец, на котором вырос немалый бор из карликовых сосен. Некоторые деревья прожили на болоте по полторы сотни лет, но выросли максимум на четыре метра. Молодые сосенки выглядят совсем как лилипуты - высотой в метр-полтора. Среди этого миниатюрного соснового бора представляешь себя великаном, который попал в сказочную страну. Биологи объясняют, что на болоте бедное минеральное питание, поэтому сосенки, которые в горах бывают высотой 25-30 метров, вырастают здесь такими маленькими. Действительно, если ствол взрослой сосны может достигать в диаметре до метра, то здешние имеют всего 7-10 сантиметров! Когда и как появились эти сосны на болоте - не помнит уже никто. Возможно, ветром с гор занесло сюда семена деревьев, которые чудом принялись на торфянике. И теперь эти карлики-сосны естественно возобновляется самосевом, появляются новые поколения деревьев, для которых это болото стало родным домом - родиной, которую, как известно, не выбирают...

Категория: Из истории железных дорог | Просмотров: 4546 | Добавил: br-studia | Теги: туризм, узкоколейка, узкоколейная железная дорога | Рейтинг: 5.0/3

Похожие железнодорожные новости
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Железнодорожные новости

Железнодорожные происшествия

Железнодорожные инструкции