20:49 Боевой железнодорожный ракетный комплекс | |
Боевой железнодорожный ракетный комплекс выглядит как обычный
состав из рефрижераторных и пассажирских вагонов. Три из этих
"рефрижераторных" вагона имеют по восемь колесных пар. Именно в них
находятся ракеты. Остальные вагоны - вагоны обеспечения. Работы по созданию подвижного боевого железнодорожного ракетного
комплекса (БЖРК) с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР)
начались в середине 1970-х годов. Первоначально комплекс разрабатывался
с ракетой РТ-23, оснащаемой моноблочной головной частью. После
испытаний БЖРК с МБР РТ-23 был принят в опытную эксплуатацию. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года была задана разработка ракетного комплекса с ракетой РТ-23УТТХ "Молодец" (15Ж61) в трех вариантах базирования: боевой железнодорожный, подвижный грунтовый "Целина-2" и шахтный. Головной разработчик - КБ "Южное" (генеральный конструктор В.Ф.Уткин). В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками (ЖДПУ). В частности, для стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, БЖРК был оснащен высокоточной навигационной системой, а ЖДПУ - специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети (ЗОКС). Комплекс принят на вооружение 28 ноября 1989 года. В 1991 году НПО "Южное" предложило использовать ракету типа РТ-23УТТХ для запуска космических аппаратов на орбиту Земли с высоты 10 километров, после сброса ракеты на специальной парашютной системе с тяжелого транспортного самолета АН-124-100. В состав БЖРК входит железнодорожный состав стандартной для комплекса конфигурации: -три трехвагонных пусковых модуля с МБР РТ-23УТТХ; -командный модуль в составе 7 вагонов; -вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов; -два тепловоза ДМ-62. В каждом из локомотивов несет дежурство отдельная локомотивная бригада. При подготовке офицерских локомотивных бригад БЖРК, для детального ознакомления с маршрутом, они периодически откомандировываются на гражданские составы МПС, следующие по тому же маршруту. БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных и пассажирских
вагонов. Пусковые модули имеют по восемь колесных пар. Остальные вагоны
- вагоны обеспечения, имеют по четыре колесные пары. Ракета РТ-23УТТХ имеет три ступени плюс ступень разведения боевых блоков. Первая, вторая и третья ступени имеют цельномотанный корпус типа "кокон" из композиционного материала. Первая ступень оснащена твердотопливным двигателем 15Д206 (заимствован с ракеты 15Ж44) с центральным неподвижным, частично утопленным соплом, работающем на смесевом топливе Т9-БК-8Э. Вторая и третья ступени также имеют твердотопливные двигательные установки, сопло - центральное неподвижное, раздвижное. Топливо второй ступени - "Старт", третьей - АП-65. Управление первой ступенью осуществляется вдувом горячих газов в закритическую часть сопла двигательной установки, второй - отклонением головной части и частично аэродинамическими рулями, установленными на носовом обтекателе. Головная часть - разделяющегося типа индивидуального наведения с
десятью боевыми блоками мощностью 0.43Мт и комплексом средств
преодоления ПРО. Ступень разведения боевых блоков - "толкающей" схемы , размещение боевых блоков в один ярус, двигатель ступени - четырехкамерный ЖРД 15Д264, работающей на НДМГ и АТ. На ракете 15Ж61 сохранены отработанные на ракетах 15Ж44 и 15Ж52 схемные и конструктивные решения по управлению полетом II и III ступеней отклонением головного отсека, минометному разделению ступеней, отделению боевой ступени и разведению элементов боевого оснащения. Минометное разделение ступеней обеспечивается за счет наддува газом от порохового аккумулятора давления межступенного объема и поперечного деления переходного отсека удлиненным кумулятивным зарядом. Такая конструкция гарантирует безударное разделение ступеней и обеспечивает максимальную плотность компоновки межступенной части ракеты. Ракета имеет оригинальный надувной обтекатель
головной части. Такое решение применено для уменьшения габаритной длины
ракеты и ее размещения в вагоне. Система управления - инерциальная с бортовой цифровой вычислительной машиной (БЦВМ) разработана НПО АП под руководством главного конструктора В.А.Лапыгина. Особенностью системы управления является решение ряда новых задач: - восстановление информации в вычислителе после воздействия ядерного взрыва путем ее перезаписи в оперативное запоминающее устройство из хранителя информации на магнитном диске; -реализация принципов терминального наведения; -использование элементной базы повышенной стойкости к поражающим факторам ядерного взрыва (1 уровень); -сопряжение с системой боевого управления "Сигнал-А". Прицеливание осуществляется с помощью наземного гирокомпаса и электронно-оптических средств передачи азимута в бортовую гиростабилизированную платформу. Пусковая установка (см.схему) 15П761 разработана в КБ специального машиностроения (КБСМ) под руководством главного конструктора Уткина А.Ф. на базе четырехтележечного восьмиосного вагона грузоподъемностью 135 тонн. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) оснащен системой термостатирования и автоматикой пуска ракеты. Подъем ТПК в вертикальное положение осуществляется пневматическим приводом с помощью ПАД'а. Вагон - пусковая установка оборудован открывающейся крышей с гидравлическим приводом и устройством для отвода контактной сети. Даже уменьшение массы ракеты на 1.5 тонны по сравнению с шахтным вариантом не позволило уложиться в допустимую осевую нагрузку на путь. Для решения этой проблемы применены специальные "разгрузочные" устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны. Пуск ракет может осуществляться с любой точки маршрута. Для этого состав останавливается, специальным устройством отводится в сторону контактная подвеска. Пусковой контейнер поднимается в вертикальное положение. После чего осуществляется минометный старт ракеты. Уже в воздухе ракета заклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Заклонение ракеты позволило отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и обеспечить его устойчивость. Каждая из трех пусковых установок, входящих в БЖРК может осуществлять пуск как в составе поезда, так и автономно. Дальность стрельбы,км: - 10100 Головная часть - мощность заряда, Мт: - 10 х 0.43 - вес головной части, кг: - 4050 Длина ракеты, м - полная: - 23.0 -без головной части: - 19.0 -в ТПК: - 21.9 Максимальный диаметр корпуса ракеты, м: - 2.4 Стартовый вес , т: - 104.80 Полетная надежность: - 0.98 Коэффициент энерговесового совершенства ракеты Gпг/Go, кгс/тс: - 31 Скорость движения, км/час: - 80 Первая ступень - длина,м: - 9.7 - диаметр,м: - 2.4 - вес,т: - 53.7 - тяга ДУ (на земле/в пустоте),тс: - 218/241 Вторая ступень - длина,м: - 4.8 - диаметр,м: - 2.4 - тяга ДУ,тс: - 149 Третья ступень - длина,м: - 3.6 - диаметр,м: - 2.4 - тяга ДУ,тс: - 44 Пусковая установка - длина,м: - 23.6 - ширина,м: - 3.2 - высота,м: - 5.0 Стойкость БЖРК к ударной волне,кг/см2 - в продольном направлении: - 0.3 - в поперечном направлении: - 0.2
Летные испытания ракеты РТ-23УТТХ (15Ж61 ) производились с 27 февраля
1985 года по 22 декабря 1987 года в НИИП-53 (г.Мирный), всего было
произведено 32 пуска. Осуществлено 18 выходов железнодорожного состава
на ресурсные и транспортные испытания, в ходе которых по железным
дорогам страны пройдено более 400 тысяч километров. Испытания
проводились в различных климатических зонах от Салехарда на севере до
Чарджоу на юге, от Череповца на западе до Читы на востоке. В 1988г. на Семипалатинском полигоне были успешно проведены специальные испытания БЖРК на воздействие электомагнитного излучения ("Сияние") и молниезащиту ("Гроза"). В 1991г. на НИИП-53 была проведена проверка на воздействие ударной волны ("Сдвиг"). Испытывались две пусковые установки и командный пункт. Объекты испытаний располагались: один (ПУ с загруженным в нее электромакетом ракеты, а также КП) - на расстоянии 850м от центра взрыва, другой (вторая ПУ) - на расстоянии 450м торцом к центру взрыва. Ударная волна с тротиловым эквивалентом 1000т не повлияла на работоспособность ракеты и ПУ. Первый
ракетный полк с ракетой РТ-23УТТХ встал на боевое дежурство 20 октября
1987 года (г.Кострома, командир В.Ю.Спиридонов). К середине 1988 года
было развернуто 6-7 полков (всего около 20 ПУ, все под Костромой). К
1999 году развернуто три ракетные дивизии,вооруженных БЖРК и МБР
РТ-23УТТХ (под Костромой, пос. Бершеть и пос.Гладкое в Красноярском
крае), в каждой из которых по четыре ракетных полка. Составы находятся
на расстоянии около четырех километров друг от друга в стационарных
сооружениях. При заступлении на боевое дежурство составы
рассредотачиваются. При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять дислокацию стартовой позиции до 1000 километров в сутки. С 1991 года по договоренности с США, БЖРК несут боевое дежурство на базе, без выезда на железнодорожную сеть страны. | |
|
Всего комментариев: 1 | |
| |