Главная » 2013 » Октябрь » 1 » Особенности и проблемы подготовки специалистов для транспортной отрасли
21:00
Особенности и проблемы подготовки специалистов для транспортной отрасли

     В условиях усиления глобальной конкуренции все более очевидным становится соперничество отраслей и отдельных предприятий в рамках хозяйственного комплекса Украины. Украина с ее 48 млн. населения имеет один из самых высоких в мире индексов образованности (98 %) и огромный человеческий интеллектуальный потенциал (индекс образованности - это количество грамотных граждан Украины в процентах).

    Но вызовы требовали определенного реформирования образования, и еще в 1991 году был принят Закон «Об образовании», которым впервые было введено степени бакалавра и магистра. Фактически была введена ступенчатая образование раньше многих стран Европы, но при этом не решила важные структурные проблемы, которые остались от прошлой централизованной экономики, и те, что возникли за время независимости государства в связи с особенностями переходного периода.

     Новейшие требования относительно стремительного развития научно-технического прогресса формируются и к специалистам, работающим в системе "Укрзализныци". Под качеством подготовки специалиста понимается совокупность свойств, качеств, способностей и способностей, характеристик специалиста, уровень которых формируется в процессе осуществления им учебной деятельности в учреждении высшего образования и должен отвечать требованиям потребителей (общества, рынка труда, работодателей, самой личности).

     Среди проблем системы подготовки специалистов наиболее значимые:

- проблема несоответствия структуры знаний, умений молодых специалистов производственным требованиям результате разрыва ранее существующих системных связей между производством, наукой и образованием;

- проблема оценки уровня конкурентоспособности подготовки специалистов и выявление факторов его повышения;

- проблема несоответствия квалификационной характеристики специалиста требованиям рынка профессионального труда, работодателей. Проблема определения квалификационных требований рынка труда к специалистам и корректировки их квалификационных характеристик;

- проблема неадекватности содержания учебного плана и рабочих программ необходимым компетенция в соответствии с потребностями развития рынка труда и отрасли;

- проблема формирования контингента студентов с мотивационными установками и уровнем профессиональной пригодности, адекватными требованиям содержания ОПП, скоректованою соответствии с потребностями отрасли;

- проблема развития системы мониторинга и контроля качества подготовки специалистов, которая включает: систему внутренней оценки качества подготовки, а именно методы оценки при входящем, текущем и итоговом контроле качества подготовки специалистов; систему внешней оценки качества подготовки специалистов;

- проблема совершенствования учебного процесса в направлении развития конкурентных преимуществ у будущих специалистов.

    Этот перечень проблем следует дополнить следующими:

- проблема обеспечения преемственности двухступенчатой подготовки специалиста в системе «бакалавр-магистр». Соблюдение преемственности в построении учебных планов и программ;

- проблема создания системы управления качеством подготовки в ВУЗЕ, поскольку небольшое количество украинских университетов внедряют системы управления качеством и получают международные сертификаты;

- проблема привлечения работодателей к внесению корректив в подготовку будущих специалистов.

     Для оценки качества подготовки специалиста В.М. Мелешко предложила следующую схему формирования показателей качества подготовки специалиста (на примере подготовки менеджера): уровень фундаментальной теоретической подготовки (знания естественно-научных дисциплин, знание гуманитарных и социальных наук, знания обще-профессиональных дисциплин, знание спецкурсов, уровень системности подготовки); уровень профессиональной компетентности (технологическая и информационная компетентность, базовые навыки специалиста, умение обосновывать и выбирать лучшее решение); личностные качества специалиста (умственные навыки, навыки межличностной коммуникации, личностные качества).

     Также важным шагом является высшим учебным заведением собственной системы, которая бы дала возможность оценить качество подготовки выпускников. Для этого необходимо использовать комплекс показателей, благодаря которым можно объективно оценить будущего специалиста, его способность выполнять будущую профессиональную деятельность. Такая система качества должна быть основана на устоявшихся традициях, результатах научных исследований и современного опыта. Характеристики образовательного процесса в системе качества должны описывать фактический или желаемый уровень услуг, предоставляемых учебным заведением личности. Среди характеристик образовательной услуги для личности студента называют следующие: элементы спецификации образовательной услуги; требования к ресурсам (условия обеспечения образовательного процесса); характеристики, которые измеряются и контролируются (например, показатели качества подготовки студентов и выпускников на основе их успеваемости).

     По нашему мнению, построение модели профессиональной деятельности специалиста транспортной отрасли, а также модели образовательной и профессиональной подготовки создают возможность выбрать определенную совокупность показателей, которые предоставят информацию об уровне подготовки и готовности специалиста к профессиональной деятельности. Результаты теоретического анализа педагогических, экономических источников информации, в том числе научных трудов украинских и российских исследователей, обнаружили наличие разнообразных подходов к выбору показателей, построения высшим учебным заведением системы оценки подготовки специалистов и проведения соответствующих процедур.

     Проанализировав различные источники информации и изучив международный опыт формирования высшего образования разных стран мира можно выделить восемь индивидуальных показателей качества специалиста:

- уровень профессиональных знаний;

- уровень практического применения профессиональных знаний;

- уровень творческих навыков (участие в научно-исследовательской работе, доклады, статьи, использования результатов научно-исследовательской работы в курсовых, дипломных работах);

- уровень обще профессиональных знаний (средняя оценка из обще профессиональных дисциплин);

- уровень общих математических и естественнонаучных, общих гуманитарных и социально-экономических знаний (средняя оценка из общих математических и естественнонаучных, общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин);

- уровень исполнительской дисциплины (своевременное выполнение курсовых, дипломных проектов, своевременное получение зачетов - оценивает куратор академической группы);

- уровень общей активности и предпринимательства (участие в общественной труда и труда по совместительству - оценивает куратор группы);

- уровень культурного, этического и нравственного воспитания (оценивает куратор группы).

     Перспективами относительно дальнейшей научной работы в этом направлении можно считать изучение вопроса формирования критериев для обеспечения инновационного развития транспортной отрасли.

Категория: Партнёры | Просмотров: 2337 | Добавил: br-studia | Теги: подготовка специалистов, транспортная отрасль | Рейтинг: 5.0/1

Похожие новости




/_nw/8/39137328.jpg Из Москвы в Тегеран будет курсировать туристический поезд
25.10.2015 | Просмотров: 7343

/_nw/8/50751958.jpg Украина будет судиться с Россией из-за вагонов
25.10.2015 | Просмотров: 6854

/_nw/8/96816815.jpg Польша саботирует проект Rail Baltica
25.10.2015 | Просмотров: 7131

/_nw/8/65263312.jpeg Укрзализныця борется с недостатком зерновозов
24.05.2015 | Просмотров: 7118

/_nw/9/14853332.jpg Число погибших при крушении поезда в Индии превысило 115 чел.
20.11.2016 | Просмотров: 23009

/_nw/8/31491624.jpg Возгорание цистерн в Харькове квалифицировали как диверсию
15.09.2014 | Просмотров: 7862

/_nw/8/70540184.jpeg Поезд с нефтью сошел с рельсов и загорелся в Черкасской области
22.08.2014 | Просмотров: 8209

/_nw/8/28593261.jpg Скоростной пассажирский поезд в Болгарии сошел с рельсов
12.07.2014 | Просмотров: 8341


Газета Железнодорожник Донбасса
Комментариев: 14
Детский лагерь "Буревестник"
Комментариев: 10
Скоростной Hyundai Донецк-Киев три часа простоял в поле
Комментариев: 6
Несмотря на именные билеты, перекупщики продолжают "работу" на ж/д вокзалах (видео)
Комментариев: 6
В Запорожье поезд Киев-Севастополь сошёл с рельс (фото, видео)
Комментариев: 5
Укрзализныця расследует повышение стоимости проезда из Крыма
Комментариев: 4
Ринат Ахметов создает транспортный холдинг
Комментариев: 3

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]